WORMS (
рус. Червячки) — компьютерная игра в жанре пошаговая стратегия и артиллерия, разработанная студией Team17 и изданная компанией Ocean Software для компьютеров Amiga
в 1995 году. Это первая игра серии Worms. Игра впоследствии была портирована на множество игровых платформ нескольких поколений.
Игровой процесс в Worms заключается в противостоянии команд червяков. Игрок должен управлять одной из таких команд, уничтожая другие с помощью разнообразного оружия. В игре реализовано полностью разрушаемое окружение, редактор настроек игры и команд червяков.
Worms была разработана Энди Дэвидсоном, сначала известная под названием Total Wormage, но позже ставшая коммерческой игрой. Worms получила положительные отзывы критиков. Игру хвалили за увлекательный игровой процесс, высокое качество графики и звуковые эффекты, но иногда критиковали управление.
ГеймплейИгрок управляет командой из четырёх червяков. Целью игры является уничтожение вражеских команд. Игрок и компьютер ходят поочерёдно, используя различное оружие, при этом время хода команды ограничено. При попадании снаряда в червяка, у него отнимаются очки жизни, указанные над головой. Если очки жизни уменьшаются до нуля или если червяк падает в воду, он погибает. Ландшафт в игре разрушается при попадании по нему из оружия, что оказывает влияние на ход игры.
В арсенале представлено большое количество оружия. Среди него есть как обычные базуки, гранаты и УЗИ, так и необычное оружие, такое как банановые бомбы и взрывающиеся овцы, обеспечившие Worms популярностью. Во время сражений с неба периодически падают ящики с оружием.В арсенале, помимо этого, представлены такие приспособления, как дрель и паяльная лампа, позволяющие взаимодействовать непосредственно с ландшафтом.
В настройках игры можно изменять оружие, которое игрок может использовать во время сражения, изменять команды червяков и настройки игрового процесса, такие как время хода команды и раунда, а также смотреть рекорды, заработанные во время сражений.
Оружие Базука — первое оружие, которое имеет червь, когда начинается его ход. Снаряд выстреливается только по прямой траектории, но траектория полёта снаряда может быть изменена воздействием ветра. Снаряд взрывается при воздействии с твёрдой поверхностью. Максимальное повреждение, наносимое снарядом — 50 единиц.
Самонаводящаяся ракета — оружие, аналогичное базуке, но игрок использует курсор, чтобы задать ракете определенную цель. Максимальное повреждение — 50 единиц.
Граната — обычная граната, которая может быть брошена в любом направлении. Игрок может установить таймер на подрыв гранаты от 1 до 5 секунд. Максимальное повреждение — 50 единиц.
Осколочная граната — та же граната, однако при взрыве разделяется на небольшие осколки, которые разлетаются в разные стороны по карте. Максимальное повреждение — 100 единиц, однако достичь этого возможно, только если осколки взорвутся в одной точке, чего достигнуть весьма сложно.
Мина — мина для ближних дистанций может быть выброшена в любом месте. Когда червь находится возле мины, она взрывается. Максимальное повреждение — 50 единиц.
Банано-бомба — те же самые особенности осколочной гранаты, только с бананами, которые намного более сильны и имеют лучший диапазон при подпрыгивании. Максимальное повреждение — 150 единиц и больше.
Дробовик — единственное оружие, из которого можно стрелять дважды за один ход. Червь будет лишен возможности сделать второй выстрел, если он нанесёт себе повреждение первым. Максимальное повреждение — 25 единиц за выстрел.
Узи — выстреливает большое количество пуль, однако имеет низкую точность. Эффективный для «очищения» ландшафта под червем, но не очень полезный для убийства. Максимальное повреждение — 50 единиц.
Миниган — более мощный аналог Узи, способный отнять до 100 единиц жизни.
Удар огня — оружие ближнего боя, с помощью которого червь прорубает ландшафт над собой. Максимальное повреждение — 30 единиц.
Шар дракона — оружие среднего боя. Червь выпускает энергетический шар в противника. Максимальное повреждение — 30 единиц.
Грабли — самое слабое оружие, не наносящее урона, а только толкающее червя в определённую сторону.
Камикадзе — червь жертвует своей собственной жизнью при нападении, но если нацелить правильно, можно уничтожить другого игрока.
Динамит — в большинстве миссий это оружие не встречается, но оно обладает очень сильной мощностью взрыва. Динамит может только установлен, но не брошен на определённое расстояние. Максимальное повреждение — 75 единиц.
Овца — животное, которое выглядит безопасным, но взрывается с большой силой, когда игрок нажимает соответствующую кнопку. Максимальное повреждение — 70 единиц.
Авиаудар — может быть указан на любую территорию уровня. Курсор используется, чтобы наметить определенное местоположение на карте, на которое выбрасывается 5 бомб. Максимальное повреждение — 50 единиц от одной бомбы.
Приспособления Балка — техническое орудие. Позволяет червю помещать горизонтальную или вертикальную платформу куда-нибудь выше ландшафта. Используется для перемещения / защиты от повреждений / блокировки действий противника.
Паяльная лампа — техническое орудие. Оно может использоваться, чтобы сжечь других червей или прожечь туннель в ландшафте. Максимальное повреждение — 5 единиц.
Верёвка — позволяет червю подниматься и спускаться, зацепившись за «потолок». Используя веревку, игрок не заканчивает ход.
Телепорт — позволяет червям изменять своё местонахождения в любое желательное место на карте. Ход игрока заканчивается после телепортации.
Пропуск хода — скакалка, которая позволяет передать право хода противнику.
Сдача — заставляет червей сдаться и самоликвидироваться. При этом можно напоследок нанести повреждение в 15 единиц.
Пакеты расширений Первая часть игр черии Worms была единственной, для которой делались официальные "expansion set".
Worms Reinforcements (
рус. Подкрепление червяков), также известна как
WORMS + — аддон, который был позже соединен с первоначальной игрой. Эта модификация была выпущена в 1996 году только для PC (MS-DOS). Она добавляла режим кампании и способность добавлять собственные уровни и звуки.
Worms: The Director’s Cut (
рус. Червяки: Режиссёрская версия) — является единственным сиквелом для платформы Amiga в ряду игр жанра артиллерии, созданных Team17. Имеет полноцветную AGA графику в режиме HAM-8 (262144 цветов). В графическом отношении с ним не может сравниться ни одна из 2D-версий для IBM PC-совместимых ПК имеющих 256-ти цветную VGA-графику. В этой версии было в наличии оружие, не замеченное ни в одной из игр Worms. Также в игре впервые появилось такое оружие, как Святая Ручная Граната и коровы, падающие с неба, которые стали классическим оружием в Worms II и Worms Armageddon. Выпущена игра в 1997 году.