Модератор: t800
Этого фильма ждали целых девять лет, и вот легендарный Король монстров вернулся на экраны японских кинотеатров. Но история Годзиллы стала уже совсем другой, ведь кардинально изменился мир и отношения между разными странами. Именно с этого фильма в середине 80-х во франшизе начался период Хейсей.
Ни до, ни после фильмы о Годзилле не носили столь обострённый политический характер — в «Годзилле» 1984 затрагивается тема холодной войны, в которой не было ни правых, ни виноватых, а было лишь столкновение идеологий СССР и США — государств, между которыми находятся острова Страны Восходящего Солнца, и около которых разыгрывается настоящая катастрофа — пробуждение нового Годзиллы.
Этот фильм никак не связан с провальным «Террором Мехагодзиллы» и продолжает события самой первой части, выпущенной в 1954 году. Во второй и последний раз Годзилле противостоит не другой монстр, а человечество. Впрочем, достойное сопротивление гигантский ящер всё-таки встречает — оружие Супер-Х. Да и не только противостоянием с ракетными залпами и извержением атомного луча запоминается эта лента. «Годзиллу» 1984 можно назвать самым достоверным из всех фильмов о Короле монстров (включая и фильм 1999 года), потому что фантастическая составляющая хоть и присутствует здесь, но сведена к минимуму. Космическое орудие массового поражения, секретное летательное оружие, корабль-призрак, драматичная и экстремальная история главного персонажа — нет во всём этом ничего такого, про что можно с пренебрежительной усмешкой заявить: «фантастика!». Довольно интересным получилось и объяснение природы Годзиллы, который тоже оказывается вполне земным существом, хоть и титанических размеров, даже крупнее, чем в предыдущих пятнадцати фильмах.
Актёрское мастерство лишь немного не дотягивает до фильмов периода Сёва. Кен Танака влился в роль журналиста, прикоснувшегося к неизведанному, ошеломившему его. Доктор Хаясида, со слов которого мы узнаём много интересных подробностей о Годзилле, был удачно сыгран Ёскэ Нацуки. Постаралась и Ясуко Савагути, исполнив роль миловидной девушки Наоко. Стоит также отметить премьер-министра Митамуру — из Кэйдзю Кобаяси действительно получился политик, искренне беспокоящийся за судьбу своей страны.
Отличающийся новизной сюжет, пугающее музыкальное сопровождение — для своего времени этот перезапуск получился настолько великолепным, насколько можно было надеяться. Не думаю, что перегну палку, поставив «Годзиллу» 1984 года в один ряд с такими фильмами как «Нечто» и «Чужие». Едва ли кто-то из поклонников фильмов о монстрах будет разочарован.
На окраинах Японии в очередной раз не спокойно. Рыболовное судно попадает в эпицентр шторма и его начинает сносить в сторону острова, как внезапно происходит колоссальный выброс энергии и в небо летят громадные камне, магма и небо оглашает громоподобный крик Годзиллы!… бесцельно дрейфующее судно находит молодой журналист Горо Маки. Там отсутствуют признаки какой-либо жизни, только некое триллобитоподобное существо размером с русского терьера проявляет признаки жизни и весьма агрессивный настрой…
Вот с этого места становится ясно в каком направлении будут разворачиваться события фильма. Годзилла вернулся в наш мир и теперь он стал цветным, более злым и откровенно игрушечным. Если в черно-белой оригинальной версии это смотрелось наивно и очаровательно, то теперь уже к середине фильма можно начинать зевать в такт назойливым выкрикам Годзиллы. А его неподвижные глаза наполненные праведным гневом и радиоактивной злобой не вызывают никаких эмоций.
Все эти картонные эпизоды с его появлением никоим образом не связываются с происходящим в «реальном» мире главных героев. Теперь Годзилла лишь фон для выяснения отношений между США и СССР, где Япония играет роль мудрого судьи. Наши соотечественники изображены с достоверностью в 59% — тех героев что поважнее играют исключительно американцы, развлекающие зрителя зубодробительным акцентом; ну а все остальное (голоса за кадром, юнги) досталось настоящим «русским Иванам».
Отдельно стоит наш посол, харизматично заявляющий о том что «СССР не потерпит уничтожения советской подлодки. Годзилла должен быть уничтожен ядерной боеголовкой. Иначе что? После Токио он направится во Владивосток!». Господин министр похоже забыл что это японский монстр и ему нет дела до чукотской нефти. Но все равно дальновидность политиков поражает.
Японцы тоже хороши. По долгу многозначительно смотрят в пол, размышляют и в итоге дают добро на запуск оборонительной систему последнего поколения. «SUPER-X». Тот кто придумывал это название явно обладал богатой фантазией. Секретное орудие же «Супер Икса» основано на принципе взбитой бутылки «Coca-cola» и вырывающейся наружу пены. Хай-тек одним словом.
Но главный посыл всех фильмов о радиоактивном динозавре — пацифистский. Так что местный профессор находит куда более мирное решение проблемы с Годзиллой. Оказывается у него мощное электромагнитное поле, поэтому когда мимо пролетают перелетные птицы его затягивает и он следует за ними. Такие дела. А заманить его в жерло вулкана это пустяковое дело, как оказалось впоследствии.
Годзилла 30 лет спустя это как срез той эпохи 80-х. На смену размышлений об двоякости научных открытий пришли проблемы международных отношений, холодная война. Теперь это очередная уже поднадоевшая история в которой даже нет монстра-антипода, способного надрать задницу Годзилле. Зато есть советские шпионы, интриги, спутники с ядерными бомбами, мутировавший триллобит, а также токийский бомж, который стал самым счастливым человеком в обезлюдевшем городе.
Не столько ремейк, сколько перезапуск продолжения оригинального фильма, фильм знаменательно открывает новую эпоху в царствовании величайшего из всех чудовищ в истории, игнорируя весь тот шизофренический мусор и бред, который накопился за почти три десятилетия в фильмографии легендарного кайдзю, но основываясь на всем его богатом наследии.
Перезагрузив сбившуюся с правильного вектора развития франшизу, «Возвращение Годзиллы» вторгается в мир с поистине ноловским размахом и серьезностью.
Пожалуй, это первая лента серии, которую можно назвать полноценным настоящим фантастическим фильмом, пусть только частично (акценты аккуратно распределены, не скатывая картину в нелепицу или в сказку про белого бычка). До этого была клоунада, комедия, пародия. Не обошлось без клюквы или жанровых шаблонов (которые, правда, можно простить, так как в те времена их основная эксплуатация только набирала свои обороты), но Годзилла атакует по всем фронтам, превращаясь в жестокую и стальную готическую версию фильма «Бездна» Джеймса Кэмерона.
Надо заметить, что влияние данного кинофильма на творение Роланда Эммериха намного больше, чем оригинала 1954 года. Теперь очевидно, что фильм Эммерих имеет под собой гораздо больше общего с исконной Годзиллой, чем могло казаться ранее. Причем, отражение в «Зилле» 1998 года получили не только отдельные эпизоды или некоторые из второстепенных линий (точнее, многие их мотивы), но даже саундтрек Дэвида Арнольдса является ремейком и духовным приемником музыки Рейжиро Короку. Я уж молчу о многочисленных пасхалках (которых не мало и по отношению к прошлым фильмам) и столь же слезливом и драматичном финале картин. Но это нас ждет в будущем, так что вернемся в настоящее. А у нас на дворе 1984/85 год.
Спорным моментом (он же и минус) Возвращения является то, что чувствуется явный плагиат с прямого и единственного серьезного соперника/конкурента Годзиллы за всю историю существования монстра — Гамеры. А ведь фильм в тот период был явным аутсайдером, готовясь отправиться в небытие (победоносно возродившись в 90-ых). Неужели пляска на костях? Но обо всем подробнее.
Фильмы о гигантской черепахе изначально задумывались как не открытая/прямая, но очевидная пародию на Годзиллу. Увы, в конце-концов проклятие периода Сёвы коснулось и этого кайдзю, так что в итоге оба сериала занялись самопародией, что и сгубило Гамеру, в отличии от вовремя опомнившегося Годзи. Но поначалу морская черепашка по имени Наташка опережала ящерку по многим пунктам. Даже когда фильмы о пресмыкающимся скатывались в наитупейшее детское порно и сумасшествие, политические и социальные вопросы оставались все такими же актуальным, злободневными, смелыми и, что самое главное, на удивление прямыми (в самом первом фильме это было чуть ли не хамством), без всякого надуманного символизма. Это касалось и социальной сферы, и политической. Особенно второй. А Годзилла предпочел оставаться кайдзю-файтингом, что превратило его в череду однообразных и скучных лент, подобно новым фильмам компании Marvel, пусть его и отличала большая дороговизна, оригинальность, размах и эпичность.
И вот, 20 лет спустя, Годзилла таки очухалась, и кроме надоевшей темы сохранности окружающей среды, таки подняла и другие темы, нагло заимствуя их у Гамеры. И ладно бы темы совпали, что можно было списать на логичное развитие вселенной, но обыгрываются они так же. Приходится наблюдать повторение. И это еще не все. Мифологию и, в каком-то смысле, анатомию/биологию Годзи тоже переиначили на лад Черепахи. А уж о проскользнувших намеков на мистическую сущность монстра, я вообще говорить не буду.
Не в пользу фильма играет и игра актеров. Даром, что зрители пришли далеко не за драматургией фильма. Но актеры — деревья. С любовью, Грут.
Зато в картине есть более или менее грамотный адекватный сценарий. Не до конца проработанный, но богатый на разнообразное действо, которое приведет нас к сильнейшей драматической развязке, апогей которой находит свой пик в выстроенном прям по Нолану трагическом падении титана, в низвержении царя в пучины геенны огненной.
Единственное замечание, что наверно нужно было бы подробней развить тему радиационной мутации других животных (например, добавить в серединку фильму еще одну сценку с озверевшими и разжиревшими паразитами), хотя намек на существование в этом мире других монстров сделан. Отныне, это допускается.
Серо-голубоватая цветовая гамма, вместе с гнетущей атмосферой безысохдности, иногда дают ход хоррор-началу фильма (дань уважения оригиналу 54 года), что внедряется в фильм малыми дозами, держа зрителей в постоянном напряжении. Но фильм медлительный, активными действиями не любит радовать. Из-за этого чувство затянутости. Опять же, помяну Нолана добрым словом (ему тогда лет 15 было), ведь тут почти нет экшена, а лишь созерцание красивых пейзажей, в разрушающихся городах которых можно подробно рассмотреть все детали, наслаждаясь горизонтами из красного пламени, и медленно, но верно, гаснущими в руинах огнями больших городов, тонущие в черноте дыма и серости пыли вместе с беспомощной армией.
История сузила рамки и уменьшила глобальность в плане экранного разрушения мира, что позволило несравнимо увеличить качество декораций, что вкупе с увеличенным бюджетом практически способно создать впечатление просмотра серьезного реалистичного блокбастера. Благо, сценарий очень серьезен (массовые лица кирпичами, как у Нолана), а его суть способна компенсировать отсутствие экранной глобальности проработкой сюжета и вовлеченных в конфликт сторон (страсти накаляются до предела). Тут то как раз и приходится вспомнить «Бездну» Кэмерона, которая увидит свет лишь через 5 лет.
Вернуться в Обсуждение фильмов
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10