Модератор: t800
Избалованному техническими достижениями требовательному гражданину 21 века сложно воспринимать научно-фантастические фильмы середины прошлого века. Преимущественно — в силу их весьма своеобразной спецэффектно-визуальной части, кажущейся архаичной, убогой и до слез умиления наивной. Неприкосновенная классика вроде «Кинг-Конга» или «Нечто» покамест держит оборону, регулярно получая новую реинкарнацию в виде ремейков, которые все чаще воодушевляют зрителя не столько сюжетно-смысловыми конверсиями, сколько феерическими эффектами визуального ряда. Судьба азиатских раритетов и того интересней. Внезапно ставший культовым японский, как бы сегодня сказали, блокбастер «Годзилла» 1954 года выпуска экстраполировался несколькими десятками созвучных по названию и жанру кинолентами, в которых сеющего животный ужас монстра поставили на один ринг с ему подобными существами космического, хтонического и макабрического масштаба. Но, разумеется, переплюнуть оригинал в успешности замысла не удалось ни изощренным японским сценаристам, ни завистливым американским постановщикам.
На самом деле, фантастический успех «Годзиллы» в середине 1950-х годов объясняется не столько сомнительной по сегодняшним меркам зрелищностью фильма, сколько аллегоричностью образа рожденного научно-ядерной революцией ящера и невероятно качественной режиссерской работой.
Поднявшийся из морских пучин доисторический монстр пробудился от звоночка маленького атомного будильника под названием «водородная бомба». Каждый отпечаток его жуткой лапищи есть сгусток радиации, от которого призывно зашкаливают дозиметры и в страхе вращают глазами изможденные японские ученые. Ненавязчивый акцент на том, что человеку предстоит сполна ответить за свое стремление превзойти матушку-природу по силе разрушения (не путать с созиданием), скользит яркой красной нитью по всему кино-нарративу. Но символизм «Годзиллы» глубже, чем кажется, учитывая тот, не всегда поминаемый вовремя факт, что картина вышла на экраны японских кинотеатров девять лет спустя после ставших энциклопедическими событий в Хиросиме и Нагасаки. Известная японская сдержанность помешала фильму взлететь ввысь откровенным манифестом против ядерных испытаний американских военных, но тот самый вопрос с многоточием звучит в каждом новом эпизоде с нещадной, почти демонической силой, созвучно неистово бьющим при приближении Годзиллы в фильме барабанам.
С самого начала кино-действа, при виде разбегающихся в страхе моряков на небольшом суденышке, которое вот-вот уйдет под воду, у российского зрителя, худо-бедно знакомого с историей советского кинематографа, в груди тоскливо защемит от, казалось бы, невозможных аллюзий с «Броненосцем Потемкиным», ибо психологические приемы создания атмосферы отчаяния и драматизма удивительным образом у Эйзенштейна и Исиро Хонда схожи. Человеческое горе и ужас потери близких — вот главные герои фильма. Будь то захлебывающийся слезами под проливным дождем деревенский мальчишка, на глазах у которого погибают мать и брат, или женщина с ребенком на руках, которая, глядя на стремительно приближающегося монстра, повторяет речитативом «Мы скоро увидимся с папой, сынок». Подчеркнуто худые герои в кадре ведут себя сурово и по-спартански непоколебимо, зная, что нужно любой ценой победить оживший хаос разрушения.
Черно-белый цветовой фон картины не менее метафоричен. Причудливым образом воссозданная атмосфера ночного кошмара усугубляется преимущественно ночными пришествиями гигантского полумифического дракона и приглушенной игрой света и тени, которая пульсирующей болью в глазах резонирует приближение леденящего кровь существа. Пугает не столько его внешний вид, терроризирующий сознание разве что неуклюжими взмахами онемевших когтистых конечностей, да трясущимся, словно застывший холодец, гребнем, более всего похожим на новогоднюю елку, сколько давящее ощущение приближения чего-то древнего, огромного и непонятного. Само чувство неизвестности и есть главный катализатор ужаса, который наваливается на мечущихся в страхе людей неподъемной тушей безумия.
Главный герой фильма — гигантский ящер, со страшным грохотом выходящий из морской пучины при свете луны и пугающий одним своим видом, который сегодня может разве что рассмешить. Разбуженный испытаниями водородной бомбы, этот противник Кинг Конга и брат-близнец чудовища с глубины 20000 морских саженей напугал до смерти жителей Японии, порвал линии электропередач как нитки мулине, и вызвал нешуточную панику у беззащитных людей. Но, несмотря на такую завязку, фильм трудно отнести к жанру ужасов, даже с учетом его солидного возраста. Ведь Годзилла на деле довольно неказист и обладает лишь одной необыкновенной способностью, что несколько маловато для тотального устрашения. Не вызывают особого восторга и спецэффекты. Действительно хороша лишь музыка, создающая атмосферу паники и ужаса, и передающая все оттенки людского смятения и горя. Но все эти моменты не так важны, ведь за широкой спиной монстра скрывается другая история, превращающая фильм в глубокую социальную драму.
Сюжет «Годзиллы» тесно связан с той непростой ситуацией, в которой Япония оказалась после Второй мировой войны, когда душевные раны от трагедии Хиросимы и Нагасаки продолжали кровоточить. Для истерзанной страны угроза нового нападения казалась ужасом, а новые испытания — началом конца. Именно такое событие — печальная история японской рыболовецкой шхуны «Фукурю-мару», экипаж которой был облучен вследствие испытаний ядерного оружия, и легло в основу фильма. Годзилла, очнувшийся от тысячелетнего сна из-за взрывов в океане, представляет собой символичное предупреждение глупому человечеству, радиоактивного зверя, чье тепловое дыхание рано или поздно настигнет людей, заигравшихся с огнем.
Не меньшее значение имеет и тема выбора. В центре сюжета, не считая, конечно, нашего клыкастого героя, трое персонажей — профессор Сэридзава, его невеста Емико и еще один претендент на ее чувства — молодой храбрец Хидето Огата. Этих людей объединяет не только любовный треугольник (куда уж без него), но и общая тайна, волнующая всех троих, — использовать ли опасное оружие, созданное профессором, против Годзиллы, или скрыть от людей это изобретение. Ведь как показывает горький опыт, то, что может защитить нас, может принести и непоправимый вред нам самим. Трое центральных персонажей — лишь одни из многих героичных типажей, изображенных в фильме. Беды учат мужеству, и так случилось и с японцами. И при такой силе духа любые монстры не страшны, даже те, что своим дыхание превращают города в пылающие факелы.
Фильм японского режиссёра Исиро Хонда — первый в ряду (бес)славной плеяды кинолент о динозаврообразном монстре, положивший начало «годзилломании».
Для японского кинематографа ядерная война — тема постоянная и болезненная. Понятно, что в 50-х, когда ещё кровоточили раны после трагедии Хиросимы и Нагасаки, фильм должен был вызвать у зрителя особенно эмоциональный отклик. Тем более что замысел основывался на реальных событиях — японские рыбаки судна «Lucky Dragon 5» получили серьёзное облучение, оказавшись в зоне американских ядерных испытаний.
О чём же фильм? О мире, о любви и самопожертвовании, об ответственности ученых перед человечеством. В последующих своих творениях Хонда неоднократно варьировал, вплоть до полной избитости и абсурда, образы радиоактивных чудовищ, но в «Годзилле» экологические и пацифистские мотивы звучат естественно, свежо и, вопреки фантастичности происходящего, убедительно.
Несмотря на немного наивную и надрывную манеру игры актеров того времени, драматизм ощущается в полной мере. И подчеркивается гнетущей, металлически скрежещущей музыкой.
Да-да, любителям истории кино будет любопытно взглянуть на уровень технологий 50-х, как археологу, заботливо откапывающему глиняные черепки. Хотя современный зритель настолько избалован 3D-графикой, что похожая на перчаточную куклу голова монстра над холмом или игрушечные машинки и самолеты смотрятся порой забавно. Вкупе с серьёзным сюжетом.
Оставим в стороне технологии. Лучше поговорим о сущности этого монстра. Который, кажется временами, вовсе и не монстр. Ну нет в нём испепеляющей ненависти. Нет ни одного кадра, где он плотоядно разрывает и пожирает людей. Может, он получился немножко нелепым и очеловеченным потому, что в резиновой шкуре двигается живой актёр?
Печальный неповоротливый исполин, которому помешали спокойно спать на дне моря. Люди, зачем же вы его разбудили?
Когда-то давным давно в далекой Японии произошло небольшое сражение между двумя картинами, получившими необычайную популярность у зрителей и критиков — «Годзиллой» Исиро Хонды и «Семью самураями» Акиры Куросавы. Национальную премию получили стильные «Семь самураев», а для «Годзиллы» осталось прежде всего «коммерческое» пространство» развлекательного фильма.
Однако, если бы все ограничивалось моими предпочтениями, то я бы поставил фильм о гигантском Кайдзю повыше. Куросава предложил современный неореалистический взгляд на самурайскую эстетику, усилив зрелище экзистенциальным подтекстом в котором ронинам приходится сражаться с такими же ронинами не за пригоршню рё, а за убеждения. В отличие от него, Исиро Хонда не стал возвращаться к истокам, показав современную Японию и добавив в нее то, что оставило еще совсем недавно неизгладимое впечатление горечи, утраты, разочарования и поражения… Он привнес в современную Японию ВОЙНУ. Настоящую войну с танками, взрывами домов, жертвами и плачущими детьми. Заметьте, что конституция Японии уже в те годы предусматривала отказ от войны. А тут, появлялась реальная возможность не только «пофантазировать» на тему милитаризма, но еще и совершенно корректно оказаться победителями, спасителями мира. Не зря фильм так сильно пропитан антимилитаристским пафосом — для равновесия.
Фактически, фильм позволил людям заново окунуться в ту страшную атмосферу деструкции и разрушения, и как это не удивительно улыбнуться. Ибо разве можно не улыбаться при виде игрушечного поезда, который так эффектно уничтожает кайдзю.
Поэтому, уверен многие не согласятся, я считаю первую ленту про Годзиллу весьма серьезным фильмом, а феномен ее успеха — заслуживающим исследования явлением.
Вернуться в Обсуждение фильмов
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5