W RMS Armageddon (
рус. Червячки Армагеддон) — двухмерная пошаговая видеоигра жанра артиллерия, которая является частью серии игр Worms. Создана компанией Team17 и выпущена компанией Micro Prose. В игре игрок управляет командой до восьми червей в бою против вражеских команд. В настоящий момент игра разрабатывается молдавским разработчиком CyberShadow и американским разработчиком Deadcode, все внесённые в игру нововведения и исправления доступны в официальных патчах.
ГеймплейГеймплей является пошаговым, как и в предыдущих частях. Каждая команда имеет свой ход, за время которого игрок может произвести различные действия (передвинуть указанного червя в другое место, выстрелить во врага, пропустить ход и т. д.) червей, которые раскиданы в разных точках игрового двумерного ландшафта. Существуют различные способы передвижения червей по карте — такие, как: ползать, прыгать, использовать телепорт или верёвку, использовать парашют и множество других приспособлений. Теперь прыжки более разнообразные, есть пять видов: прыжок вперед — однократное нажатие клавиши Enter; прыжок назад по низкой траектории — быстрое нажатие клавиши Enter два раза; прыжок прямо вверх — клавиша backspace; обратное сальто по высокой траектории — двойное нажатие backspace, оно же по низкой и вытянутой траектории — двойное нажатие backspace и затем сразу Enter. Цель традиционного состязания состоит в том, чтобы победить все противостоящие команды, убивая вражеских червей, хотя в кампании в некоторых миссиях есть и другие цели (такие, как сбор определённых корзин).
Каждый червь начинает раунд с определённым количеством здоровья (количество которого игрок выбирает перед игрой, но в режиме кампании все параметры настроены первоначально и их изменять нельзя). Здоровье может быть потеряно, если червь упадёт с большой высоты или подвергнется атаке противника. Червь может быть убит, если уровень его здоровья достигнет нуля, или если червь упадёт в воду. Также при смерти он наносит урон другим червям, оказавшимися около него и разрушается ландшафт.
Игра с командой противника, в случае если у обоих команд остаются живые червячки, длится указанное вначале количество времени, после чего наступает режим «внезапная смерть», похожий на ядерный взрыв — либо здоровье у всех червячков становится равным одному проценту и с каждым ходом начинает прибывать вода, либо взрывается ядерная бомба, которая отнимает здоровье у всех червяков. Иногда это способствует очень быстрому завершению игры.
В Worms Armageddon впервые появляется полноценное красочное меню, обучающие миссии и детматчи, проходя которые ранг команды повышается. Также в этой части гораздо больше возможностей для персонализации команды, например выбор флагов, фанфар, спец-оружия, дизайна могил. Теперь приспособления находятся в отдельных синих ящиках, а по ландшафту вместе с минами разбросаны бочки с бензином.
ОружиеСнаряды Базука — один из стандартных видов оружия. Базука подвержена влиянию ветра (если её выпустить с относительно низкой начальной скоростью), однако только искусственный интеллект и опытные игроки способны эффективно использовать эту её особенность. Базука отнимает до 45 очков здоровья. Базука, как и многие другие виды метательного оружия, такие как, например, граната или бензиновая бомба, обладает возможностью отскакивать от воды, если обладает достаточной скоростью, и падает на воду под малым углом, как плоский камушек.
Самонаводящаяся ракета — простейший вид оружия, перед использованием которого нужно указать цель. Первые несколько секунд (зависит от выдержки кнопки атаки) ракета летит по прямой, а затем переориентируется на цель и летит к ней по круговой траектории. При этом высока вероятность того, что она наткнётся на какое-либо препятствие, не достигнув цели. В закрытой местности эта ракета практически бесполезна. Неоспоримое достоинство: она не тонет в воде, если только не уйдёт на слишком большую глубину.
Мортира — оружие, напоминающее базуку, но используется скорее как миномёт, учитывая все сложности и нюансы управления. Начальная скорость регулировке не поддаётся. Перед взрывом мортира выпускает несколько бомбочек (как у осколочной гранаты), которые падают отвесно вниз и наносят немного больший урон, чем сама мортира.
Самонаводящийся голубь — более продвинутый вариант ракеты. Он способен облетать препятствия и наносит в два раза больший урон (около 70 очков). Если маршрут к цели довольно запутан, то голубь может не достигнуть цели и взорваться, натолкнувшись на препятствие. Также голубь не видит бочки, ящики и тонкие стенки, а учитывая его любовь лететь ближе к земле, попасть им иногда даже сложнее, чем просто ракетой, летящей по простой дуге.
Волшебная пуля — супер-оружие, ещё более усовершенствованный вариант самонаводящейся ракеты. Не видит бочки и ящики, но облетает препятствия в несколько раз лучше.
Овцемёт — спец-оружие, позволяющее выпустить овцу по принципу базуки.
Метательное Граната — стандартная граната. Можно выставить значение запала (от 1 до 5 секунд, с помощью соответствующих клавиш на клавиатуре) и регулировать прыгучесть (высокая или низкая). Эффективна в руках профессионала. Управлять ею проще, чем базукой, так как она не подвержена влиянию ветра и имеет тенденцию закатываться в низины. Однако, чтобы попасть в червя, стоящего на возвышенности, требуется точно выставить таймер и силу броска.
Осколочная граната — при взрыве наносит урон осколками. Очень эффективна в замкнутых пространствах (может отнять до 90 единиц жизни). Игрок может задать значение запала, аналогично обыкновенной гранате.
Банано-бомба — редкое оружие, гораздо более мощный аналог осколочной гранаты. Эта бомба обладает очень высокой прыгучестью и имеет вид банана, причём при взрыве этот банан выпускает ещё несколько таких же. Игрок может задать значение запала, аналогично обыкновенной гранате, однако вылетающие бананы взрываются от соприкосновения с землей.
Коктейль Молотова — взрыв этой бомбы приводит к пожару. Черви, на которых упала бензиновая бомба, быстро вылетают за зону пожара (ещё до перехода хода), так что этот огонь следует использовать либо в замкнутом пространстве, либо для того, чтобы вытолкнуть червя в яму, на мину или в воду, либо же для организации препятствия или «блокирования» червей противника огнём.
Святая ручная граната — супер-оружие, отнимает около 85 единиц жизни. Взрыв происходит строго через 3 секунды после полной остановки движения гранаты. Название, внешний вид и ряд особенностей (в частности единственно возможное значение таймера 3 секунды) позаимствованы из фильма «Монти Пайтон и Священный Грааль». Радиус взрыва в несколько раз больше обычной гранаты.
Супер банано-бомба — ещё более редкое супер-оружие. Бананы, которые выпускает исходная банано-бомба, взрываются при нажатии пробела или по истечении определённого времени.
Огнестрельное Дробовик — стандартное, но очень полезное оружие, особенно примечательное тем, что из него можно сделать два выстрела за один ход (то есть после первого выстрела можно остановиться и переместить червяка, прежде чем сделать второй). Каждый из них отнимает до 25 единиц жизни. Помимо стрельбы по врагу дробовик может использоваться для создания тоннелей, подрыва бочек с огнём, перемещения мин и во многих других целях.
Пистолет — другое стандартное оружие. При нажатии пробела пистолет выпустит шесть пуль без перерыва. Во время стрельбы можно менять направление. Каждая пуля отнимает до 5 жизней, то есть все шесть при наилучшем исходе отнимут 30.
Узи — ещё одно стандартное оружие, способное отнять 50 единиц жизни. Во время стрельбы можно менять направление. По сравнению с дробовиком Узи производит гораздо меньшие разрушения местности, но хорошо подталкивает червей (его можно использовать для того, чтобы скинуть их в воду и даже поднять вертикально в воздух).
Миниган — более мощный аналог Узи, способный отнять до 100 единиц жизни.
Лук — ещё одно оружие, помимо дробовика, позволяющее сделать два выстрела за один ход. При этом по мощности уступает дробовику: каждая стрела отнимает 15 единиц жизни. Но у лука есть и некоторое достоинство: стрелы хорошо толкают червяков, не разрушая местности. В некоторых особых случаях, если под рукой нет балок, стрелы можно использовать для строительства мостов, поскольку при попадании в местность они не исчезают, а втыкаются в неё.
Огнемёт — оружие, стреляющее горящим напалмом несколько секунд. Огонь подвержен влиянию ветра. Может пробить стену или сделать в ней туннель. Чрезвычайно эффективен в замкнутом пространстве, когда атакуемый червь непрерывно находится под струёй огня. Максимум наносит 150 единиц урона.
Ближний бой Огненный удар — отнимает 30 единиц жизни. Как правило, используется для того, чтобы столкнуть вражеского червяка в яму или воду. При использовании этого удара червяк подпрыгивает вверх. При этом, если над ним находится кусок местности, то он не стукнется о него, а пройдёт сквозь него, и этот кусок местности будет уничтожен. Может быть использован во время прыжка. Также им можно брать ящики с оружием, аптечки и техническую оснастку.
Шар дракона — позволяет червяку выпустить шар концентрированной энергии, который отнимет у врага 30 единиц жизни и подтолкнёт его (опять же, чаще всего используется для того, чтобы столкнуть в воду). Причём шар пролетает небольшое расстояние если вы промахнулись.
Камикадзе — самоубийство. Червяк проделает в местности тоннель в заданном направлении (горизонтальном, вертикальном или под углом в 45 градусов) и взорвётся (взрыв отнимает 30 очков). При столкновении с вражескими червями очень сильно подталкивает их. Часто используется в конце игры, особенно после активации режима Внезапной смерти.
Тычок — самое слабое оружие. Оно не наносит урона, а только легонько подталкивает врага. Тычок целесообразней всего использовать для того, чтобы столкнуть противника в воду. Иногда также используется, чтобы толкать врага на мины (или наоборот).
Бейсбольная бита — червяк, против которого будет использовано это оружие, полетит в заданном направлении с очень высокой начальной скоростью. Бита отнимает только 30 единиц жизни, но цель её использования не в том, чтобы нанести урон, а в том, чтобы утопить.
Суицид — червяк взорвёт самого себя и выпустит сгусток ядовитого газа, способный заразить находящихся поблизости червяков. Заражённые черви будут терять по 5 единиц жизни каждый ход.
Боевой топор — отнимает у червя половину единиц жизни, убьёт же только в том случае, если у цели 1 единица жизни. При активированном режиме двойного урона наносит 150% повреждений, то есть отнимает 75% жизни. Очевидно, что чем больше единиц здоровья у вражеского червяка, тем выгоднее использовать боевой топор.
Установочное Динамит — взрывается через 5 секунд, отнимает 65-75 единиц жизни и наносит большой урон местности.
Мина — взрывается через три секунды (по умолчанию), после того как в зону её действия войдёт какой-либо червяк. Может быть использована при обороне в качестве препятствия, либо как обычный динамит (будучи установленной около вражеского червяка), либо быть установлена непосредственно на противника (на сленге игроков этот прием называется «кепкой» или «шапкой» потому как мина лежащая на голове червя очень похожа на зимнюю шапку). Обычно до начала игры на поле расставляются «нейтральные» мины, для которых можно установить время и вероятность срабатывания. Мины, устанавливаемые вручную, всегда срабатывают (через 1,5 секунды после установки мина может быть активирована, после активации срабатывает через 3 секунды).
Бесценная ваза Мин (названием обязана династии Мин) — аналог банано-бомбы. Отличие состоит в том, что Вазу Мин нельзя метать, можно лишь выпустить из рук (как динамит или мину). Осколки наносят несколько меньше урона, чем бананы, но все равно в большинстве случаев этого достаточно, чтобы убить даже самого здорового червя.
Взрывающиеся животныеБо́льшая часть животных способна собирать ящики, что иногда может привести к неожиданному результату.
Овца — овца, которая взорвётся тогда, когда вы нажмёте на пробел, или по истечении 20 секунд. Овца не поддаётся управлению. По ровной поверхности она просто бежит, однако при встрече с ямами или просто при резком уклоне она старается перепрыгнуть углубление, а при встрече с препятствием пытается развернуться. Очень часто отправляется совсем не туда, куда вам надо (Например, перепрыгнув яму, в которую она должна была попасть). По силе взрыва равносильна динамиту.
Супер-овца — спец-оружие, летающая овца, полётом которой можно управлять. Немедленно взрывается при столкновении с местностью. Наносит тот же урон, что и обычная овца. Также, управляя супер-овцой, можно собирать ящики с оружием и спец.средствами; взрывается при попытке взять ящик-сюрприз (с взрывчаткой и напалмом внутри).
Бешеные коровы — спец-оружие, стадо коров, которые взрываются, если наталкиваются на препятствие или крутой подъём. Червяк выпускает одну корову за другой, причём во время этого процесса можно поворачиваться, чтобы одни коровы пошли в одну сторону, а другие — в другую. Этот вид оружия вызывает ассоциации с эпидемией коровьего бешенства в Великобритании, которое широко обсуждалось в СМИ во время разработки Worms II.
Старушка — оружие представляет собой старушку, которая двигается вперёд с незначительной скоростью и взрывается через 5 секунд. По мощности соответствует овце, но более предсказуема в перемещении.
Армия Спасения — оружие, сочетающее в себе характеристики старушки и бесценной Вазы Мин. Представляет собой проповедницу с бубном, способную передвигаться по уровню и взрываться, разбрасывая взрывающиеся бубны, по требованию игрока или через небольшой промежуток времени.
Бетонный осёл — большой цементный осёл, который нависает над местностью и начинает долбить её, уничтожая большой кусок земли с каждым прыжком, пока не доберётся до воды и не утонет. Вызывает небольшое локальное землетрясение в месте применения. Один из наиболее разрушительных видов оружия. Собой обязан Энди Дэвидсону (en:Andy Davidson), автору идеи самой игры, так как в детстве этот самый осёл стоял у него в саду, а маленький Энди думал, что его родители залили в бетон настоящего осла.
Аква-овца — усовершенствованная версия Супер-овцы, не тонущая в воде. При этом, если подобрать её, то Супер-овца становится недоступной.
Крот-бомба — спец-оружие. При первом нажатии пробела крот начинает двигаться как овца, только с меньшей скоростью и с меньшей высотой прыжков. После второго нажатия крот вгрызается в землю и проделывает в ней туннель, двигаясь по параболической траектории. При третьем нажатии крот взрывается. Он также автоматически взорвётся, если натолкнётся на червя, бочку или второй блок местности.
Скунс — при первом нажатии пробела начинает двигаться в заданном направлении. После второго нажатия скунс испускает ядовитый газ (необходимо учитывать влияние ветра), а после третьего — взрывается подобно кроту-бомбе. Подобно овце, он разворачивается, если наталкивается на препятствие, и нередко отправляется совсем не туда, куда вам хочется.
АвиаударыПри использовании любого авиаудара местоположение червяка не имеет значения, то есть управление дистанционно. Авиаудары могут использоваться только на открытых местностях (островах). Полезно использовать в случае, если червяк находится в закрытом пространстве и другие виды оружия (кроме глобальных) невыгодны или невозможны.
Бомбардировка — простейший авиаудар, выпускается пять ракет, каждая из которых отнимает по 30 ед. жизни. Однако все пять попасть в одного червяка не смогут даже если после первого взрыва тот будет откинут. Также, с помощью курсорных клавиш можно выбрать направление полёта ракет.
Удар напалмом — авиаудар с бомбами, которые немедленно взрываются, после чего огонь падает на землю. Траектория полёта напалма очень сильно зависит от ветра.
Почтовый удар — удар взрывающимися конвертами, переносимыми по воздуху. Полёт конвертов также сильно зависит от ветра.
Удар ковров — авиаудар рулонами ковров, которые взрываются при контакте с поверхностью и несколько раз отскакивают от земли. Пародия на ковровую бомбардировку.
Бомба МБ (названием обязана Мартину Брауну — главе Team17) — бомба значительной разрушительной силы (наносит до 100 единиц урона), которая медленно падает сверху и взрывается от соприкосновения с первым препятствием. В значительной мере подвержена влиянию ветра.
Минный удар — на землю падают 5 мин. Следует учитывать отскоки от поверхности, поскольку мины будут взрываться по истечении 5 секунд после пролетания в непосредственной близости с каким нибудь червём, а не в момент соприкосновения с землёй. Именно поэтому, лучше запускать в яму с червями противника.
Удар Кротов — авиаудар кротами, которые прорывают тоннели в земле до тех пор, пока не наткнутся на препятствие (выйдут из земли) или утонут. После прорывания тоннелей взрываются (таким способом можно скинуть несколько червей противника в воду). Очень удачно комбинировать последовательно удар кротов и удар коврами (ковры проникают внутри прорытых тоннелей, взрывая всё и вся).
Французский удар овец — усовершенствованный аналог Удара овец из Worms II. Под мелодию Марсельезы летучий гриль-бар испускает из себя пять горящих овечек, которые отскакивают от земли подобно коврам, разбрасывают напалм и наносят значительный ущерб червям и местности.
Глобальные виды оружияЗемлетрясение — кратковременное землетрясение, которое затронет червей, бочки, мины и ящики с оружием. Само по себе не наносит серьёзных повреждений, но черви, которые находятся на краю обрыва, могут упасть в воду
Весы правосудия — перераспределение единиц здоровья. Сначала сумма единиц здоровья всех червей делится поровну между всеми командами, а затем внутри каждой команды делится поровну между её червяками. Очень полезная опция для проигрывающей команды. Принцип перераспределения единиц здоровья схож на принцип взвешивания зла и добра на весах, которые держит в руках древнегреческая богиня Фемида.
Индийское ядерное испытание — усовершенствованный аналог Атомной бомбы из Worms 2. Помимо повышения воды приводит к тому, все червяки заражаются и дальнейшем они будут терять по пять единиц здоровья за ход, пока у них не останется только одна. Если червяк берёт ящик со здоровьем, то излечивается вся команда.
Армагеддон — самый мощный и чрезвычайно редкий вид оружия. В его честь назвали Worms Armageddon. Вызывает метеоритный дождь, который уничтожает три четверти местности и убивает всех червяков, если только они не спрятались глубоко под землёй. Применение без мер предосторожности обычно приводит к ничьей — в живых не остаётся никого.
Присособления Паяльная лампа — позволяет прорывать в земле туннели (горизонтально или под небольшим углом), наносить небольшие повреждения червякам и подталкивать их (хотя для последних двух целей более разумно использовать другие виды оружия).
Отбойный молоток — позволяет прорывать в земле вертикальные туннели. В редких случаях также может использоваться для нанесения червякам небольших повреждений и в качестве парашюта.
Стальной блок — позволяет устанавливать балки, которые могут быть использованы в качестве мостов, лестниц, платформ или оборонительных сооружений. Также балки можно использовать для того, чтобы загородить выход червякам противника.
Верёвка ниндзя — универсальное транспортное средство. Червяк прицепляет её к произвольной точке местности, подтягивается, раскачивается и отпускает её, когда окажется над нужным участком земли. При этом если отпустить верёвку и нажать пробел, до того как червяк коснётся земли, то верёвка сработает снова (Если это разрешено в настройках). В зависимости от выбранной схемы игры (определяется в настройках) повторить выброс веревки можно от одного раза (как в схеме по умолчанию, называющейся Intermediate) так и бесконечное число раз. В этом случае, перемещение на веревке ограничено только временем хода. Используя этот и некоторые другие трюки, опытные игроки могут вытворять с верёвкой настоящие чудеса, используя её даже более эффективно, чем Jetpack. Потерять возможность перемещения на веревке можно если после отцепления (в полете) удариться о часть ландшафта. После использования верёвки ход не переходит к другому игроку.
Банджи — позволяет спуститься с большой высоты без повреждений. Для использования надо просто нажать пробел и, подойдя к обрыву, просто сойти с него — банджи сработает автоматически, если высота до земли достаточна. После использования банджи ход не переходит к другому игроку. Также, наловчившись, при помощи банджи можно совершать головокружительные прыжки.
Парашют — активируется пробелом, но немного более удобен в использовании. Во время падения игрок может управлять полётом с помощью всех четырех курсорных клавиш. На полет также оказывает очень сильное влияние ветер. Очень уместно комбинировать использование парашюта с различными видами прыжков. После использования парашюта ход не переходит к другому игроку.
Телепортация — позволяет червяку переместиться в любой незанятый участок местности. После использования ход заканчивается моментально.
Пропуск хода — используется, когда игрок не видит реального развития своей атаки, или когда использование хода чревато серьёзными последствиями для команды. Червь, пропускающий ход, начинает прыгать на скакалке и дает игроку выбор: действительно пропустить ход (обычно пробел) или продолжить двигаться (любая из клавиш-стрелок). Также пропуск хода используется в качестве наказания игроку, случайно или нарочно нарушавшему одно из игровых правил (обычно в случае нарочного нарушения идет более серьёзная санкция), см. также разновидности игрового процесса
Капитуляция — прекращение битвы одной из сторон (и присуждение победы противоположной, если играло два игрока). Червь, объявивший капитуляцию, машет белым флагом, затем это начинают делать остальные черви команды, а соперники начинают радоваться, как после обычной победы. Также капитуляция автоматически применяется в случае покидания игры одним из игроков (во время сетевой битвы). Капитулирующих червей всё ещё можно убить.
Конструктор моста — набор из пяти балок, которые должны быть установлены одна за другой за один ход.
Низкая гравитация — уменьшает гравитацию со всеми вытекающими отсюда последствиями до завершения хода, в котором она была применена. Очень удобна для передвижения по местности с небольшими изъянами высотой в несколько раз выше червя, так как у него появляется возможность запрыгнуть на них, либо прыгнуть с них более-менее безболезненно (в разумных пределах). Также бывает полезна для более продолжительного, высокого и дальнего полёта вражеских червей после хорошего взрыва, удара битой, и т. п. Стоит помнить, что действие гравитации влияет также на движение животных. Если попробовать использовать эту утилиту второй раз за ход, то гравитация вновь станет нормальной.
Реактивный ранец — позволяет червяку летать. Эту утилиту следует использовать очень осторожно, на первых порах рискнувшие использовать ранец новички просто топят своих червей в воде. Во время или же перед полётом можно нажать правую кнопку мыши, выбрать какую-нибудь гранату или бомбу и сбросить её с помощью клавиши <Enter>, после чего у игрока будет несколько секунд на то, чтобы улететь (этот же приём работает с верёвкой, парашютом и банджи). Иногда, когда топливо заканчивается, а лететь еще далеко, имеет смысл пожертвовать ходом, сбросив любую гранату или оружие просто впустую, но при этом получив возможность лететь еще несколько секунд.
Быстрая ходьба — увеличивает скорость червячков в два раза, действует на один ход. На обычных картах довольно бесполезное оружие, так как скорость ходьбы будет ненамного выше, чем при грамотных прыжках, а длинные и прямые пути где нужно только идти (без прыжков и падений) встречаются в игре редко, в основном только в одиночных миссиях. Может быть гораздо более полезна для путешествий по туннелям, так как прыгать в них невозможно, а дно ровное.
Лазерный прицел — позволяет точнее прицеливаться при использовании Дробовика, Пистолета, Узи, Минигана и Лука за счёт большой длины линии наведения. Многие игроки при игре по сети используют для этой же цели обычную линейку, прикладывая её к монитору.
Невидимость — делает червей невидимыми для противника до тех пор, пока они не применят оружие или не будут ранены. Редкая утилита, встречающаяся только в игре по сети.
Урон х2 — удваивает урон и радиус поражения всех видов оружия. Встречается только в ящиках с утилитарными возможностями, причём включается автоматически и действует до конца хода. Если поднять эту утилиту уже после использования оружия, то её действие распространится на следующий ход.
Время х2 — встречается только в ящиках с утилитарными возможностями и включается автоматически: удваивает время, которое на данный момент остается до конца хода.
Душ из ящиков — встречается только в ящиках с утилитарными возможностями и включается автоматически. Приводит к тому, что на землю один за другим выпадают ящики, пока их число не достигнет пяти. Если в течение этого хода, игрок подбирает одну из них, то появится новый. Как только ход заканчивается, выпадение ящиков прекращается, даже если их число потом сократится. В ящиках, появившихся на карте таким образом, может появиться любое оружие.
Шпион — встречается только в ящиках с утилитарными возможностями, включается автоматически и позволяет видеть содержимое всех ящиков на карте в течение своих ходов вплоть до конца игры.
Выбор червя — позволяет выбрать червя для осуществления хода.
Анабиоз — на один ход помещает всех червей (или одного червя) команды в ледяные блоки. Замороженные червяки не могут быть повреждены или перемещены. Некоторые из способов нанести им урон — утопить их, уничтожив землю под ними, положить на замороженного червяка мину или кинуть на него бензиновую бомбу, который нанесет урон и лишит хода червя сразу же после разморозки.